Международный день освобождения узников фашистских концлагерей отмечается не только в России, но и во всем мире 11 апреля. Дата выбрана не случайно: в 1945 году в этот день произошло интернациональное восстание узников концлагеря Бухенвальд, в котором были зверски замучены и погибли десятки тысяч человек.
В этот день социальный работник Центра Максимова Елена Николаевна посетила получателя социальных услуг нашего Центра Журавского Леонида Ивановича, который будучи ребенком стал свидетелем страшных событий Великой Отечественной войны и был узником концентрационного лагеря. Леонид Иванович поделился с нами своей историей и рассказал о воспоминаниях детства.
«Родился я 11 марта 1938 в деревне Рудня Удалёвская, Лоевского района, Гомельская область, Беларуссия. В 1941 году началась война и вскоре нашу деревню оккупировали немцы. Развивалось партизанское движение, мы ушли из деревни и благодаря партизанам моя семья продержалась в лесах до 1943 года. Мы отдыхали только днем, ночью немецкие патрули обследовали, вылавливали и расстреливали всех подряд, поджигая дома. В итоге в 1943 году нас тоже выловили в лесах, но нас не расстреляли, а отправили по приказу в город Речица Гомельской области. Как я потом узнал, туда сгоняли всех, кого поймали в лесах и деревнях Гомельской области, чтобы провести сортировку. Брали только работающих и молодых, а стариков отделяли в другую колонну. Так нас разделили с дедушкой. Далее нас погнали в Германию, и мы оказались на границе с Польшей, на ферме. Здесь была еще одна сортировка – нас отбирали, как рабочую силу. Бабушку взяли, потому что она хорошо знала польский язык. Мы работали сначала на полях, потом на самой ферме. Есть было нечего, воровали яблоки, собирали еду с помоек, фашисты постоянно избивали нас. Отношение к нам было ужасное, к собакам относились лучше, чем к нам.
Этот ад продолжался до 1945 года, а ближе к наступлению наших фашисты стремились избавится от узников. Способ они выбрали такой: нас подвели к линии фронта, чтобы мы стали живой стеной и наши же нас расстреляли. Казалось, гибель была неминуемой. Очень хорошо помню, все женщины молились постоянно. Не знаю что случилось, но стрельба прекратилась. Нас продержали весь день там и в итоге отвели обратно, закрыли в сарае. На утро нас вывели на улицу: мужчин, было всего 4 человека, все остальные были бабы с детьми - и заставили копать траншею. В этом сарае было много народу человек 50, наверное. В итоге потом мужчин вывели на край траншеи и расстреляли их. Затем всех остальных подвели к краю траншеи и уже секунды оставались до пулемётной очереди. В этот момент приехал фашист на мотоцикле, кто он –я не знаю, и по знаку какому-то все побежали целовать ему руки, ноги, плащ…. Он махнул рукой и переводчик сказал: «Завтра придут ваши». Бабушка нас забрала, повела обратно в барак, бабушка постоянно молилась. Бог миловал, мы вернулись в подвал, так как боялись, что нас все равно могли расстрелять, ночью к нам в подвал спустились русские солдаты, которые нас освободили. Дальше было тоже тяжело, у нас был долгий путь домой. Повзрослев, пришло понимание, как было страшно и что на самом деле произошло».
На фото: получатель социальных услуг нашего Центра Журавский Леонид Иванович.
Структура сайта | Поиск по сайту | Добавить сайт в избранное
Предложения по работе сайта и улучшению качества
Фотоизображения - Фотобанк Лори